Валерий Панюшкин: Пятнадцать вопросов атеистам
Что вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры… Я в таких случаях принимаю разумные, но совершенно недостаточные меры (пристегнуть ремень, спрятаться в окоп, мыть руки), а потом молюсь. А вы что делаете?
Когда мне страшно, я боюсь. И тоже пытаюсь принять какие-то меры.
Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?
Сложный вопрос. Наверное, пассивно хочу: то есть, если бы предложили вечную жизнь в данном теле и данном виде без смерти и старения, то согласилась бы.
Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?
Могу, но не хочу. Зачем мне лишняя "стеклянная бутылка" на мозги?
Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?
Если есть, то "Вся королевская рать" Уоррена. Позволяет осознать себя во всей полноте и тягучести момента жизни.
Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?
Не существует.
Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?
Не уверена, что в какой-то степени "нельзя потрогать интеграл", например, как площадь поверхности.
Хорошо, в такой формулировке - не признаю.
Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.
Вот так вот и ухитряюсь. Евангельские сюжеты мне известны.
Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова — Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?
Никак не представляю. Меня же не будет.)
Закон Ломосова - Лавуазье - это закон сохранения массы. У сознания нет массы. Взвешивания умирающих и потом мёртвых людей дают разницу лишь в пределах погрешности измерений, увы.
Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон — это одновременно и частица, и волна?
Нет, не способна. И мне всю жизнь было всё равно на электроны, и я никогда не собиралась что-то про них в голове укладывать.
Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?
Потеряю. Лишние причины для ворчания и раздражения. Ну и нежно любимого ЛММ будет не хватать.
Если серьёзно, то буду просто счастлива.
Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?
Для меня нет абстрактных понятий "добро" и "зло". Если брать любой пример, то практически наверняка то, что для одного будет "злом" будет "добром" другому.
Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.
Моё чувство ответственности всегда при мне.
Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?
Или пытаюсь загладить вину, если это возможно и целесообразно или стараюсь забыть.
Если не получается, то угрызаюсь дальше.
Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?
Считаю любое свое свершение ерундой в масштабах всего человечества.
Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?
Да, верю. В данном контексте "чудо" для меня внезапное, непредсказуемое и крайне благоприятное стечение обстоятельств.